Заголовок статьи в Газета.уз
АТТО отпугивает пассажиров общественного транспорта излишними мерами безопасностимог быть воспринят неоднозначно и привести к неверным представлениям у некоторых пользователей. В связи с этим, мы хотели бы внести ясность в вопрос и прокомментировать мнение эксперта.
АТТО является Оператором автоматизированной системы оплаты проезда в Республике Узбекистан, который оказывает свои услуги приема оплат во всех центральных регионах страны согласно Постановлению Кабинета министров РУз №948 от 25/11/2019г.
Для выполнения финансовых операций согласно Закона Республики Узбекистан «О платежах и платежных системах», АТТО получила Лицензию №15 ЦБ РУз от 10/10/2020г., что означает компания АТТО должна выполнять требования ЦБ РУз.
В рамках требований безопасности регулятора, в последнем обновлении мобильного приложении АТТО добавило два нововведения:
Последнее обновление приложения АТТО требует подтверждения личности для покупки тарифов на оплату проезда в общественном транспорте Ташкента. Система, призванная пересадить на автобусы и метро больше людей, пугает чрезмерными мерами безопасности, считает транспортный инженер Владимир Валдин.
Как написано выше, данное требование касается только процесса добавления банковских карт. К приобретению тарифов или к операциям связанных с транспортными картами оно не имеет никакого отношения.
Однако случаются и исключения. Например, недавнее обновление этого приложения преподнесло неприятный сюрприз пассажирам, не являющимся гражданами Узбекистана. Конечно, система создавалась, в первую очередь, для граждан. Но в быстро развивающейся стране полно и экспатов, и командировочных из разных стран, не говоря уже о неиссякаемом потоке туристов.
В целях создания максимального удобства для нерезидентов и гостей нашей страны, система, с момента ее создания принимает к оплате бесконтактные карты международных платежных систем Visa, Mastercard, ChinaUnionPay. Кроме того, довольно долго находящиеся в стране иностранцы, которые пользуются мобильным бенкингом или платежными приложениями не понаслышке знают об обязательном прохождении биометрической идентификации.
Последнее обновление приложения просто «стёрло» данные моей ранее привязанной и работающей платёжной карты Humo. Восстановить данные банковской карты или привязать новую система предложила исключительно через идентификацию личности посредством одного из национальных удостоверений, выданных в Узбекистане: паспорта гражданина Узбекистана, ID-карты или водительских прав. Совершенно непонятно, зачем это делать.
Данное высказывание не соответствует действительности. Для нерезидентов в системе МyID предусмотрен функционал идентификации личности посредством введения ПИНФЛ.
Если это делается для персонификации карты, то необходимо это разве что льготникам (школьники, студенты или пенсионеры). Карты им продают в почтовых отделениях при предоставлении удостоверения (студенческого, пенсионного) и копии паспорта. Для чего подтверждать личность обладателям обычных (общегражданских) карт, непонятно. Конечно, можно пополнять баланс транспортной карты через сторонние приложения (Click, Uzum и другие), но зачем же всё так усложнять бюрократией, когда все должно быть в одном месте.
Я примерно могу понять, чем вызвана новелла с «персонализацией» карт. Скорее всего, оператор однажды планирует сделать персонализированный тариф, который будет зависеть от резидентства пассажира, или дать возможность использовать транспортную карту в качестве банковской. Но сейчас требование идентификации личности выглядит существенно переусложнённым. Даже ряд платёжных и банковских приложений не выставляет такие требования, хотя возможности осуществить в них транзакции, которые непросто будет отменить, значительно больше. Сейчас приложение АТТО требует чуть ли не явки.
Данное высказывание не соответствует действительности. Система НЕ запрашивает биометрическую идентификацию, если пользователь не добавляет банковскую карту.
Биометрическая идентификация не требуется при скачивании и регистрации приложения ATTO, покупки тарифов, а также при добавлении в приложение физической транспортной карты или открытии виртуальной транспортной карты. Количество таких неидентифицированных пользователей, кто пользуется приложением ATTO, приобретает в нем тарифы и осуществляет оплату посредством QR или NFC превышает отметку 1 миллион.
Из личного многолетнего опыта транспортного планирования могу заверить уважаемых коллег, что риск злоупотреблений с обезличенными картами при современном уровне организации аппаратного контроля находится в районе статпогрешности. В целом же это нововведение выглядит однозначным перебором и возлагает на АТТО дополнительную серьёзную ответственность за хранение этих данных.
Приложение АТТО НЕ обязывает пользователей добавлять банковскую карту для осуществления платежных операций. Приложением можно пользоваться, не добавляя банковскую карту. Также нужно отметить, что пополнение транспортных карт является открытым сервисом, которым могут воспользоваться все платежные системы. Необходимо учитывать тот факт, что добавление банковской карты в прочие платежные приложения также требует прохождения биометрической идентификации.
Ниже приводим статистику, через какие платежные приложения чаще всего пополняются транспортные карты:
Персонализированные данные не хранятся в серверах АТТО. Процесс идентификации полностью проходит на стороне сервиса MyId.
Использованию транспортной карты может помешать и другая проблема. Например, на сей раз я приехал в Узбекистан с семьёй и спланировал день с учётом перемещений на общественном транспорте, поэтому всем нужно было приобрести дневные тарифы. На моей «главной» транспортной карте баланса было достаточно, чтобы «раскидать» средства на карты близких и оформить тарифы онлайн. Но оказалось, что этого сделать нельзя. Нет технической возможности подключить SMS-информирование через приложение, чтобы переводить средства с одной транспортной карты на другую. Хотя при наличии самого приложения, где отображается движение средств на транспортной карте, SMS-информирование кажется несколько излишним (а ещё оператор сотовой связи берёт за это пусть небольшие, но деньги). И мне как гражданину другого государства, пришлось направляться в кассу метро и оформлять тарифы там лично.
Действительно, подключение СМС-информирования удаленно требует наличие технологии NFC, которое присутствует во многих мобильных устройствах, как на операционной системе iOS, так и на Android. Для пользователей, у которых отсутствует NFC на мобильных устройствах, есть возможность подключения смс информирования на всех вестибюлях метрополитена Ташкента (73), во всех отделениях почтовой связи UzPost (157 пунктов) и на терминалах самообслуживания, в которых присутствует приёмник карт.
Функционал, который реализован в приложении ATTO для удаленного подключения смс информирования на транспортных картах, является инновационным и максимально упрощён. Хотелось бы отметить тот факт, что для подключения смс информирования на банковскую карту нужно иметь физический доступ к банкомату или же прийти в офис банка. Аналогичного функционала «подключить смс информирование в приложении» пока что не существует для банковских карт в РУз.
(а ещё оператор сотовой связи берёт за это пусть небольшие, но деньги).– Компания АТТО покрывает данные расходы за свой счёт.
Как выяснилось позже, интерфейс приложения на разных устройствах с одной операционной системой может отличаться. Так, приложение на одном устройстве может показывать опцию подключения SMS-информирования с помощью технологии NFC в самом приложении, а на другом устройстве такой функции в приложении нет в принципе. АТТО отмечает, что приложение считывает информацию о возможностях конкретного устройства и, исходя из этого, показывает функционал приложения. Но пользователь узнает об этом лишь в том случае, если начнёт «копать» причины в личной беседе с сотрудниками АТТО. В любом случае, вряд ли такой квест сможет пройти большинство тех, кого это коснётся. Ещё и не транспортников.
Мы надеемся, что данный аспект, отмеченный Экспертом, учитывает тот факт, что технология NFC уже давно используется в нашей отрасли. Например, система https://d.troikamos.ru успешно функционирует не первый год.
Если обратиться к опыту опять же Алматы, не говоря уже о более дальних землях, то физические карточки (болванки) в Ташкенте и других городах системы должны продаваться буквально везде и сопровождаться соответствующей информационной кампанией. Общественный транспорт должен быть навязчивым. Дополнительными точками продажи могут быть газетные киоски, кассы определённых супермаркетов. Почтовые отделения — не самые часто посещаемые места, а метро просто может быть кому-то неудобным, плюс в пиковое время там собираются очереди.
Данное сравнение не совсем верное, потому как, сравнивается работа системы (на базе закрытой оффлайн системы), у которого к оплате доступны ТОЛЬКО транспортные карты, в связи с чем инфраструктура развернута под это. Открытая система АТТО обслуживает все платежные системы в стране (как национальные, так и международные) и все бесконтактные карты, доступные к оплате. АТТО далеко ушла вперед и начиная с 2024 года начала выпускать кобренд карты с банками Aloqa, Davr, Universal, Ipoteka – скоро поступят в реализацию и совместные карты с платежной организацией Alif, и это еще не конец таких совместных проектов. Благодаря открытой системе пользователь не обременен пластиком Оператора, у него есть выбор, и местами это выгодней предложения самого Оператора.
Для справки: АТТО принимает оплаты за поездки с физических банковских карт в 2 раза больше, чем с транспортных, и это большая победа открытых систем над закрытыми.Кроме того, хотим напомнить, что транспортные карты АТТО доступны для приобретения в кассах 73 вестибюлей метро и в 157 отделениях UzPost. Также у пользователей есть возможность открыть виртуальную карту, которая является одним из наиболее удобных способов оплаты проезда в общественном транспорте на сегодняшний день.
Компания АТТО активно развивается и ведет переговоры с крупными ретейлерами страны о сотрудничестве по реализации транспортных карт.
В Лондоне и Брюсселе сейчас можно купить различные тарифные планы даже просто на банковские карты, причём иностранные — не исключение. И далее использовать соответствующую карту в качестве средства идентификации на валидаторах. Не сильно сложнее это в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Твери и других. Только иностранные карты там не работают, зато при привязке российских никакой дополнительной идентификации не требуется.
Общественный транспорт в целом нуждается в максимальной открытости для существующих и потенциальных пассажиров. Любые ограничения и барьеры работают здесь в обратном направлении, причём очень резко. Столкнувшись с проблемой, в эту поездку, в итоге мы прокатали достаточно большую сумму на такси, создав Ташкенту совсем не тот дополнительный слой корреспонденций, в котором заинтересован любой современный город.
На совместных кобренд картах АТТО с банками и платежными Системами также можно получать услуги Оператора как подключения различных тарифов, так и пользоваться по умолчанию пересадочными тарифами. Мы крайне огорчены опытом Эксперта, который он приобрел за период своего прибытия с семьей в нашей стране.
Мы также хотели бы заявить о том, что описанное в статье, с громким заголовком:
АТТО отпугивает пассажиров общественного транспорта излишними мерами безопасностиискажает действительность и негативно влияет на репутацию нашей компании.
Мы были бы признательны, если, в случае возникновения вопросов, предложений и комментариев, пользователи обращались бы в нашу техническую поддержку для получения необходимых рекомендаций или разрешения каких-либо споров.
АТТО как открытая система автоматизированной оплаты проезда в общественном транспорте, также открыта и к обсуждениям, направленным на улучшения общественного транспорта и оказания услуг приема оплат.